Цветущие
розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их
детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга
за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было
забыто ими, как тяжелый сон.
Г.Х. Андерсен, «Снежная королева»
Г.Х. Андерсен, «Снежная королева»
Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen), весь мир отмечает Международный день детской книги (International Children's Book Day). Его празднование установлено в
1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге
(International Board on Books for Young People, IBBY).
В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая,
что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем
самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.
Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному
искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской
книги и распространению детского чтения.
Детская
литература играет огромную роль в формировании духовного и
интеллектуального облика новых поколений Земли (Фото: Elena Schweitzer,
Shutterstock)
Надо сказать, что детская литература появилась
сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали
сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например,
басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В
18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как
«Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта,
не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке
они смогли читать специально для них написанные произведения, в
частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России.
Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально
для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А.Пушкин,
С.Аксаков, А.Шишков, А.Погорельский и другие. Тогда же начали
появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские
детские писатели и поэты — А.Гайдар, Н.Носов, А.Барто, К.Чуковский, В.Бианки, Б.Заходер, Э.Успенский и многие другие.
В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в
литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает
почетное право выступать международным спонсором этого замечательного
праздника — Международного дня детской книги.
Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.
Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.
Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и
художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной
области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением
золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую
медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном
конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом
за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование
детских книг и их лучшие переводы на языки мира.
Также традиционно к Дню детской книги во многих странах организуются различные выставки, конкурсы, представления, конференции и фестивали, посвященные лучшим детским произведениям. А ещё — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.
Также традиционно к Дню детской книги во многих странах организуются различные выставки, конкурсы, представления, конференции и фестивали, посвященные лучшим детским произведениям. А ещё — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.
Источник: Calend.ru