Петр Николаевич Нестеров родился (15) 27 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде, в семье офицера. В 1904 году он окончил
Нижегородский кадетский корпус и продолжил обучение в Михайловском
артиллерийском училище, где получил хорошую теоретическую и практическую
подготовку.
В 1906 году Нестеров в чине подпоручика по распределению был отправлен
служить во Владивосток, где лично разработал правила корректирования
стрельбы из аэростата. Летом 1911 года он познакомился с учеником
профессора Н.Жуковского – П.Соколовым, с которым они построили планер и сумели поднять его в
воздух. Этот полет стал началом летной деятельности Нестерова.
В 1912 году Петр окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную
школу и получил звание пилота-авиатора и военного летчика. Свой первый
самостоятельный вылет на самолете он осуществил в том же году. Вскоре он
был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, где талант
летчика и военного специалиста Нестерова проявился в полной мере.
Став опытным пилотом, он занимался и конструкторской деятельностью –
разработал проект самолета без вертикального оперения, конструкцию
двигателя с воздушным охлаждением, занимался строительством одноместного
скоростного самолета, разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с
наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полеты.
Петр Николаевич изучал маневренные возможности самолетов, теоретически
обосновал возможность выполнения глубоких виражей и кренов и осуществил
их на практике. Для доказательства своих идей в 1913 году Нестеров
впервые в мире сам выполнил «мертвую петлю», впоследствии названную «петлей Нестерова», тем самым положив начало высшему пилотажу.
Также Нестеров организовал и лично участвовал в нескольких групповых
дальних перелетах, которые для того времени стали большим достижением.
Во время одного из них впервые в истории авиации им проводилась
маршрутная киносъемка.
В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен
начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он
сражался на Юго-Западном фронте с австрийской авиацией и успел совершить
множество боевых вылетов. Практика войны подтвердила правильность
многих его идей. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать
тактику ведения воздушной разведки, внедрил бомбометание, отстаивал
мысль о необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то
время на самолете пулемета, он усматривал в таране.
Легенда русской авиации и талантливый авиаконструктор – Нестеров
является автором многих оригинальных идей и проектов, значительно
опередивших свое время. Он кавалер многих орденов и был награжден
Георгиевским оружием.
Погиб Петр Николаевич Нестеров (26 августа) 8 сентября 1914 года около города Жолква (сегодня - Львовская область Украины) в
воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив воздушный
таран и сбив самолёт противника. Он был похоронен в Киеве как
национальный герой.
В память о выдающемся летчике на месте его гибели был сооружен монумент,
а Жолква переименован в Нестеров. В Нижнем Новгороде Нестерову
воздвигнут памятник. Его имя носят улицы многих российских городов.
Победителю первенства мира по высшему пилотажу вручается приз – кубок
имени Нестерова, а военнослужащие ВВС России награждаются медалью имени
Нестерова.
Источник: Calend.ru