Владимир Константинович Коккинаки родился (12) 25 июня 1904 года в Новороссийске, в семье железнодорожника. Сложное
материальное положение семьи заставило его уже с 12 лет начать работать,
а по ночам он продолжал учиться самостоятельно и смог окончить
девятилетку.
В 1925 году Коккинаки начал свою службу в Красной армии. Два года он
служил в пехоте, а затем был направлен на обучение в Ленинградскую
военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в 1928 году, а затем еще
два года обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. С
тех пор самолетовождение стало судьбой для Коккинаки.
Летая, он все время совершенствовался, выискивал новые возможности
авиации, а вскоре занялся испытанием машин. За короткий срок Коккинаки
проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда
Научно-испытательного института Военно-воздушных сил.
В 1935 году он стал старшим летчиком-испытателем ОКБ С.В. Ильюшина и проработал здесь много лет. Коккинаки поднял в небо и провел
испытания всех самолетов конструкции Ильюшина, выпущенных в эти годы, —
штурмовиков, бомбардировщиков, пассажирских и опытных самолетов.
Профессиональный рост летчика был неразрывно связан с общим подъемом
советской авиации.
С середины 1930-х годов для Коккинаки началось время рекордов. Начав еще
в 1932 году заниматься высотными полетами, он в 1935 году на самолете
И-15 достиг высоты 14 575 м, тем самым, установив неофициальный мировой
рекорд, а через год — высоты 11 458 м, превысив результат мирового
рекорда. Как раз в это время СССР вступил в Международную авиационную
федерацию (ФАИ), и Коккинаки стал первым советским летчиком, чей мировой
рекорд был официально зарегистрирован этой организацией. За этим первым
официальным рекордом последовала целая серия мировых достижений.
Помимо испытаний новых самолетов и высотных полетов, пилот также
занимался дальними и скоростными полетами, что всегда было одной из
самых важных задач авиации. Наиболее известны два таких перелета
Коккинаки. В 1938 году он совершил беспосадочный перелет Москва–Дальний
Восток, а через год — беспосадочный перелет Москва–США (остров Мискоу),
что было выдающимся достижением для того времени. С 1959 года этот
маршрут стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов
Москва–Нью-Йорк и обратно.
В годы Великой Отечественной войны полковник Коккинаки совмещал работу
летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной
промышленности и руководителя летно-испытательной службы. В 1943 году
ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
После окончания войны Владимир Константинович продолжил работу в ОКБ
Ильюшина. Последняя машина, на которой он закончил свою работу
летчика-испытателя в 1964 году был самолет Ил-62. Со следующего года
генерал-майор авиации Коккинаки ушел в запас.
Но после ухода с летной работы, он продолжал трудиться в ОКБ
инженером-методистом, а с 1968 года стал ответственным представителем
Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе. Параллельно с
основной работой с 1961 года Владимир Константинович был
вице-президентом ФАИ, в 1967-68 годах — президентом, а затем — почетным
президентом.
Имя легендарного летчика Коккинаки десятки раз попадало в книгу мировых
рекордов авиации. Всего ему принадлежит 22 мировых авиационных рекорда,
из них — 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26 и 13
рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18.
Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой
Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР, лауреат Ленинской
премии, Коккинаки был награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской
Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и
II степени, 4 орденами Красной Звезды, а также медалями и иностранными
наградами.
В 1965 году Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) наградил
Коккинаки бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как
первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. В
том же году он был удостоен Золотой медали ФАИ. Еще он является автором
книг «Курс на Восток», «Как мы летели».
Умер Владимир Константинович Коккинаки 7 января 1985 года в Москве, оставшись одной из главных фигур в истории
отечественной авиации 20 века. Он был похоронен на Новодевичьем
кладбище.
Именем летчика названа улица в Москве, в Новороссийске ему установлен бронзовый бюст. Имя «Коккинаки» носят самолеты марки Ил.