Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен на судостроительной верфи
«Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США) по заказу Российской
империи и был спущен на воду со стапелей филадельфийских доков (19 октября) 1 ноября 1899 года.
По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных – он стал
самым быстроходным крейсером российского флота, был оснащен мощным
пушечным и торпедным вооружением, телефонизирован, электрифицирован,
укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.
В 1901 году «Варяг» вступил в строй ВМФ Российской империи и отправлен
на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. Во время
русско-японской войны в феврале 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и
канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15
кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить
флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который
проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под
именем «Сойя». Во время Первой мировой войны, в 1916 году, Россия
выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями
Первой Тихоокеанской эскадры.
В марте 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в
состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и на
нем снова был поднят Георгиевский флаг. Кораблю был необходим серьезный
ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Однако
после революции в России Британия конфисковала крейсер за долги царского
правительства и в 1920 году продала его Германии как металлолом.
Завершился путь «Варяга» в 1920 году: следуя на разборку, крейсер сел на
камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд,
недалеко от поселка Ленделфут. Весной 2003 года в России начались съемки
двухсерийного документального телефильма «Крейсер "Варяг"», и летом
того же года была организована специальная экспедиция по поиску останков
«Варяга» в Ирландском море с участием российских аквалангистов.
3 июля 2003 года съемочная группа обнаружила в двух милях от Ленделфута,
на глубине 6-8 метров, разрушенный взрывом корпус «Варяга». Российским
аквалангистам удалось поднять на поверхность несколько фрагментов
легендарного крейсера. В подводной экспедиции принял участие внук
командира «Варяга» Всеволода Федоровича Руднева – Никита Руднев,
специально прилетевший из Франции.
30 июля 2006 года в шотландском поселке Ленделфут, недалеко от того
места, где нашел свое последнее пристанище «Варяг», состоялось открытие
мемориальной доски в честь легендарного российского крейсера, а через
год открыт памятник «Варягу». Монумент установлен в поселке Ленделфут –
именно там, в Ирландском море, в 1920 году затонул российский крейсер.
Источник: Calend.ru