По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами
двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – должны
были разгромить вражескую группировку, удерживавшую
Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено
генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову.
Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии
Г.К. Жуков и маршал
К.Е. Ворошилов.
12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9
часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия
Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток.
Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта,
корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное
сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями
сократилось до 5-6 километров, а 14 января – до двух километров.
Командование немецко-фашистских войск, стремясь любой ценой удержать
Рабочие посёлки № 1 и 5, перебрасывало свои подразделения с других
участков фронта. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась
прорваться на юг к своим главным силам.
Через 6 дней, 18 января на окраине Рабочего посёлка № 1 под
Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта
соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта. В этот же день
был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского
озера.
К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около
полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане
стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен
флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден.
Хотя
полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года,
а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор –
полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы
Ленинграда трудно переоценить.
Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу
шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со
страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство
железной дороги Шлиссельбург – Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по
новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда. Первый, главный шаг к
освобождению Ленинграда был сделан.
Источник: Calend.ru