8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда – одна из жутких, но в то же время одна из наиболее героических страниц в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Битва за Ленинград,
взятию которого Гитлер придавал очень большое значение, как с военной,
так и с политической точки зрения, стала одним из кровопролитнейших
сражений Второй мировой войны. Начиналась она тяжелейшими
оборонительными боями Красной Армии ещё на дальних подступах к городу, с
огромными потерями, а закончилась полным разгромом Группы Армий
«Север». Но, до того светлого момента, когда над Ленинградом прогремел
салют в честь войск Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавших
вражескую блокаду было очень далеко.
Само по себе противостояние на стабилизированной невероятными усилиями
линии фронта под Ленинградом – лишь одна из страниц его героической
обороны. Битва имела ещё одну сторону – необходимость не только удержать
территорию, а также город – как промышленный и культурный центр, но и
сохранить его жителей, оказавшихся в ловушке голода, холода и
непрерывных артобстрелов и бомбёжек. Каждый день на грани жизни и
смерти, среди умирающих во сне и замертво падающих от истощения на
улицах родных, близких, знакомых жители Ленинграда продолжали бороться,
стоя на заводах у станков, выпуская боеприпасы для фронта и
восстанавливая боевую технику. Места ушедших на фронт мужчин заняли
женщины, подростки и дети.
Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда,
единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали
воды Ладожского озера. В первые дни блокады оказались разбомбленными
городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза
голода.
Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941
года, а эвакуация жителей – только в августе. Однако, 30 августа
немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со
страной. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы
можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.
Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что
необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него
жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со
стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и
Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги
и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными
транспортными магистралями.
С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5
миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с
продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее,
число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако
решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру,
навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941
году рано, начала сковывать льдом воды озера.
Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом
из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал
свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него
автомобили, был очень трудным. Тем не менее, холод способствовал тому,
что 22 ноября 1941 года
ледовая «Дорога жизни», носившая официальное наименование
Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу. В этот день
из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.
«Дорога жизни» официально функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года, когда после прорыва блокады было
восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. За этими
«сухими» строками стоит очень многое: невероятный труд учёных,
разработчиков, рабочих, водителей, моряков. За этими цифрами стоят
беспримерная доблесть и отвага, несокрушимый дух, боль и горечь утрат,
радость и гордость за Победу!
Работы по организации Дороги по льду Ладожского озера осуществлялись
заранее. Необходимо было учесть много факторов: ледовую обстановку на
озере, время ледостава, сроки, за которые толщина льда достигнет
необходимого для перемещения автотранспорта уровня. Кроме всего, нужно
было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы
на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева.
Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все
направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и
проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской
авиации.
Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный
как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть
работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также
эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего
по льду озера, составляла около 32 км.
Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по
апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч
жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом
навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы
«Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000
жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После
освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение
города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.
На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были
установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными
из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская
гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники,
посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на
«Дороге жизни», а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти
мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».
Ну, и конечно, песни военных лет и послевоенные песни о войне! Одна из
них целиком посвящена «Дороге жизни»: это «Песня о Ладоге», которая
неизменно звучит на концертах в честь Прорыва и снятия блокады Ленинграда, в День Победы. Припев этой песни как нельзя лучше отражает роль Ладожского озера и проложенной по нему «Дороги жизни» в судьбе Ленинграда:
«Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа!»...