28 августа 1941 года начался прорыв из Таллина в Кронштадт основных сил
Балтийского флота и сухопутных войск, которые обороняли эстонскую
столицу. В истории эвакуация кораблей и вспомогательных судов осталась
под названием «Таллинский переход».
К началу Великой Отечественной войны Таллин являлся главной базой
Балтийского флота. В результате поражения советских войск в
Прибалтийской стратегической оборонительной операции появилась угроза
захвата эстонской столицы. В июле 1941 года передовые части немецкой
группы армий «Север» ворвались в Марьямаа, и хотя Красной Армии удалось
потеснить фашистов, близость гитлеровской армии к Таллину была очевидна.
23 июля немцы возобновили наступление, а 5 августа перерезали железную
дорогу Таллин-Ленинград. Через 2 дня советские войска в районе Таллина
были отрезаны от основных сил Красной Армии. Так началась оборона
Таллина, который защищали части 10-го стрелкового корпуса, 8-й армии,
отряды морской пехоты, полк латышских и эстонских рабочих – всего
порядка 27 тысяч человек.
20 августа немецкие части возобновили наступление и вышли к пригородам
Таллина, что совпало с их прорывом к Ленинграду. Для обороны Ленинграда
требовались силы, и 26 августа Ставка Верховного главнокомандования
приняла решение перебазировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и
Ленинград. Вопрос об эвакуации флота и промышленного оборудования из
Таллина поднимался командованием Балтийского флота ещё с начала июля
1941 года, но решение было принято только сейчас. Почти сразу стало
очевидным, насколько оно запоздало. Уже на следующий день немецкие
войска прорвались в Таллин.
28 августа началась эвакуация. Боевые корабли, торговые, пассажирские и
вспомогательные суда вышли с таллинского рейда и взяли курс на
Кронштадт. Отход проходил под сильнейшим огневым обстрелом противника, в
большой спешке, с неоправданными потерями личного состава и военного
имущества. С огромными жертвами и потерями проходил и вывод из Таллина
морских сил. В нем принимало участие около 100 военных кораблей и 67
транспортных и вспомогательных судов с войсками.
Вопрос о потерях в корабельном составе до сих пор остаётся спорным. В
официальной истории ВМФ в Великой Отечественной войне СССР говорится о
62 потерянных военных кораблях и судах, в статье историка флота В.И.
Ачкасова – о 50 погибших кораблях и судах, в труде Г.А. Аммона – о 52
кораблях и судах. Участница событий Лидия Куценко в своих воспоминаниях
пишет: «Во время Таллиннского перехода погибло 15 кораблей (5 эсминцев, 2
подлодки, 2 СКР, 3 тральщика, канонерская лодка и 2 катера), 31
транспорт и вспомогательное судно, более 15 тысяч человек».
Данные о людских потерях также разнятся. В трудах историков и участников
перехода фигурируют цифры от 5000 до 28900 тысяч погибших. На
мемориальной доске, установленной на мысе Юминда в память погибших
участников Таллинского перехода, указано 10 903 погибших.
По словам некоторых современных историков, Таллинский переход является
самым трагичным событием в истории Балтийского флота. Однако, несмотря
на тяжелые потери, задача его была выполнена. Основной отряд боевых
кораблей прорвался в Ленинград и оказал помощь в обороне города.
Источник: Calend.ru