Трагедия в 11 км от города Аша (Челябинская область) произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь – Урал – Поволжье. Примерно за
три часа до катастрофы приборы показали падение давления в
трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал
лишь увеличил подачу газа для восстановления давления.
В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло
значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых
веществ, которые скопились в низине в виде «газового озера».
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка,
что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени в момент прохождения встречных
пассажирских поездов «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск»
произошел взрыв газового облака и вспыхнул гигантский пожар.
Сила взрыва была такой, что за несколько километров от его эпицентра на
центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла.
Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с
путей было сброшено 11 вагонов, 7 полностью сгорели. Оставшиеся 26
вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
В огне погибло 575 человек, 623 получили тяжелые ожоги и на всю жизнь
остались инвалидами. В составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с
детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорели.
В ходе расследования следственная группа установила, что причиной аварии
стало некачественное выполнение «врезки обвода» на трубопроводе из
Нижневартовска в Уфу.
Судебное разбирательство по делу аварии продолжалось шесть лет. К
ответственности по делу было привлечено десять должностных лиц, в
основном строителей.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал.
Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.