В работе съезда приняли участие более 200 делегатов из 65 региональных организаций, представляющих 54 субъекта Российской Федерации, участвующих в распространении знаний и непрерывном образовании граждан, Домов Знаний в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Челябинске, а также центры и институты дополнительного образования.
Помимо делегатов активное участие в работе съезда приняли представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты и представители ректорского корпуса.
Особое место на съезде заняли представители просветительских организаций Крыма, активное сотрудничество которых с Обществом «Знание» России началось в 2014 году.
С приветственным словом к участникам Съезда обратились ректор РАНХиГС Владимир Мау, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Вячеслав Никонов, заместитель председателя Научного совета ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения", член Общественной палаты России Иосиф Дискин.


И.Е. Дискин: Позвольте поприветствовать Общество «Знание» России – наших давних дорогих партнеров. Многие из здесь присутствующих участвовали в нашем совместном мероприятии – Конгрессе "Все мы - Россия”. Великая традиция, когда величайшие общественные деятели, величайшие ученые страны тратили свои силы, энергию, гражданскую ответственность на то, чтобы организовать просветительскую деятельность в нашей стране и самое главное – повышать статус науки, культуры, образования. Быть культурным и образованным в нашей стране – это было гигантским достижением, было очень статусно. Сегодня, к сожалению, мы во многом потеряли этот статус и важнейшей миссией Общества "Знание” является возрождение высокого статуса науки, образования и культуры в нашей стране. Быть образованным и культурным, быть в полной мере гражданином России должно быть опять престижно.
Это – та высокая общественная миссия, где Общественная палата Российской Федерации будет плечо к плечу стоять вместе с Обществом "Знание”.
Я должен напомнить о 70-х годах, когда участвуя в качестве лектора ОЗР в просветительской деятельности Всесоюзного Общества "Знание”, я проехал по просторам нашей Родины. И сегодня крайне важно, чтобы деятельность Общества "Знание” задалась своей целью гражданского и патриотического воспитания в нашей стране. Крайне важно, чтобы ОЗР рассматривало в качестве своей миссии формирование и укрепление общероссийской гражданской нации. Гражданская активность и гражданская ответственность – это то, без чего нашу страну просто разорвет. У нас с вами есть много общих задач. Многие сегодняшние проблемы страны являются результатом того, что у нас гражданское общество недостаточно общество и недостаточно гражданское. Гражданская активность и ответственность, участие гражданского общества, в том числе НКО, в системе общественного контроля, в оказании социальных услуг, стимулирование общественной активности "снизу” и до вершин Государственной Думы, а может и еще выше – это важнейшая задача.
Формирование общероссийской гражданской нации, гражданская ответственность, гражданские ценности – это то, что должно пронизывать все программы Общества "Знание”. Мы готовы участвовать во всех ваших проектах.
Я не зря напомнил всем, какие люди возглавляли Общество "Знание”. Необходимо, чтобы в глазах общества это была структура, которой можно безусловно доверять, за которой стоят гражданские принципы активности, честности и ответственности.
В ходе заседания делегаты съезда почтили память В.И. Швецовой минутой молчания.
С докладом об итогах работы Правления ОЗР выступил председатель Правления Д.В.Богданов, о работе Контрольно-ревизионной комиссии рассказал ее председатель М.А. Петров.
Один из основных вопросов съезда – принятие Концепции просветительской деятельности Общероссийской общественной организации – Общество "Знание" России, которую представил один из ее авторов, вице-президент, а теперь почетный член Правления Общества «Знание» Гурген Григорьевич Григорян.

На сегодняшний день необходимость осмыслить Концепцию диктуется сложностью текущего периода времени, в котором работает Общество «Знание». И именно сложность, неоднозначность, а так же существенная неоднозначность восприятия того, что происходит внутри страны, вокруг нас, с ее гражданами, ставит перед нашей организацией, которая ведет просветительскую деятельность, необходимость определить, что же само Общество видит в качестве идейной новеллы сего документа.
Прежде всего, этот документ актуализирует уставные задачи и цели деятельности Общества "Знание”. С другой стороны, этой Концепцией мы подчеркиваем сам факт того, что наследуем идеи просветительского движения, которые были заложены нашими замечательным предками, которые впоследствии выродилось в большое просветительское движение в нашей стране в виде деятельности ОЗ.
Вторая часть материала отражает анализ специфики современных условий по развитию просветительства и к этим условиям следует отнести очень тяжело влияющие на нравственную атмосферу в стране финансовое и социальное разложение в нашем обществе, которое является истоком личного неблагополучия. Оно разъедает отношение к ценностям и затрудняет доступ к сердцам, душам тех, к кому мы прежде всего стремимся – к молодежи.
И здесь еще сказывается невнятность образовательной политики нашей страны.
В то же время есть совершенно четкие постановки вопроса – создание новой социальной общности, гражданственности в нашей стране – создание российской нации как основы строительства государства.
Мы говорим "Россия”, но при этом слово Россия применялось и к Российской Империи, а сегодня слово "Россия” мы применяем к Российской Федерации. Но это не одно и то же прочтение России.
Сегодня мы с вами участвуем по призыву нашего Президента в выработке того, что является национальным патриотическим мировоззрением нашего народа и прежде всего молодежи. Мы с вами видим, каковы безобразно "великие” достижения псевдопросветительства в родной нам стране Украине, в которой привели к тем последствиям, которые есть. А это – результат того, что проводилось "просветительская” деятельность, но она проводилась врагами очень умело. И нельзя об этом забывать.
По Концепции Общество «Знание» осознает себя институтом гражданского общества. И успех достигается совместными усилиями институтов государства и институтов гражданского общества.
Научиться работать вместе с этим институтом – большая новизна последнего времени. Для решения этого в Концепции приведены цели и задачи, которые должны опираться на ресурсный потенциал просветительской деятельности Общества «Знание».
А наши ресурсы – это и сеть организаций, методические ресурсы, которые базируются на интеллектуальной собственности членов Общества, информационные ресурсы, кадровые и другие.
Особое внимание должно быть уделено экономическому аспекту ресурсного потенциала. Здесь имеется целый ряд проблем, который надо будет решать.
И, естественно, мы должны добиваться того, что раз просветительство является на сегодняшний день мощным рычагом в формировании мировоззрения, уже необходимо думать о том, как просветительство защитить законом и обеспечить его как таковое. Закон о просветительской деятельности, о просветительстве в России вполне созрел и заслуживает того, чтобы быть принятым.
Полный текст Концепции просветительской деятельности Общероссийской общественной организации – Общество "Знание" России.
Н.Н.Кузьмин, директор "Центра информационных и специальных технологий развития межнациональных коммуникаций Республики Крым": Уважаемые делегаты, я представляю Республику Крым. Представителями нашей инициативной группы буквально десять дней назад была создана крымская организация «Общество «Знание».
Н.И. Булаев, депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель фракции «Единая Россия»: Все выступающие отмечают важность работы Общество «Знание» в новых условиях и вероятно эта работа может быть обобщена неким брэндом «Просветительство на службе безопасности России», где безопасность относится к подрастающим поколениям, борьбе с коррупцией, воспитанию в молодежи мировоззрения.
Пресс-служба Урало-Сибирского Дома Знаний

Крым вошел в состав России в очень интересную эпоху, которая по всем учебникам называется эпохой просвещения. Присоединение Крыма к Российской Империи в тот период решало в том числе и просветительские задачи. В Крым поехали ученые, естествоиспытатели и их наследием стал такой замечательный памятник как Никитский ботанический сад. Можно сказать это наследие эпохи просвещения.
Говоря о настоящем, присоединение Крыма к России, произошедшее год назад это соитие двух ценностей: свободы и справедливости. Как сказал великий философ: "Свобода невозможна без справедливости и справедливость невозможна без свободы". Мы сделали свой свободный выбор, и на базе свободы восторжествовала справедливость.
Но этих двух ценностей недостаточно для дальнейшего развития общества. Необходима своеобразная триада: свобода, справедливость и знание.
Здесь есть смысл перейти к будущему. Какие задачи Общества «Знание» актуальны для Крыма? Почти четверть века у нас с Россией была раздельная жизнь, хотя мы пересекались, не теряли связи. Но за это время выросло целое поколение молодых людей, которые знают как максимум, что Крым - это по дороге в Ялту.
Выросло целое поколение крымчан, плохо знающих сегодняшние реалии России. Узнавая мало о России самостоятельно, они имеют негативное восприятие, видят мало хорошего, а набираясь западной информации еще больше набираются негатива.
Необходимо развивать эти знания: Россия должна знать Крым, а Крым должен знать Россию! И Крыму нужны специалисты-просветители, которые приедут и нас просветят.
Крымчанам есть что рассказать и преподнести Крым России. У нас в Крыму высокий интеллектуальный уровень. Его удалось сохранить.
Замечательные ученые, замечательные прирожденные лекторы, которые могли бы показать Крым, рассказать о нем, о его значении, о том, что Крым это не только реально сакральное пространство с руинами Херсонеса, с городами-героями, с огромным количеством героев, павших в Великой Отечественной войне, но в Крыму еще есть много чего, о чем необходимо знать россиянам.
Вот именно это отношение Общества «Знание» к Крыму нам хотелось бы видеть.
Выборы руководителя Общества «Знание» России должны были определить дальнейший вектор движения организации.

Необходимо проводить работу по вовлечению в деятельность Общества двух разновозрастных категорий – это старшее поколение научных сотрудников, людей, обладающих жизненным опытом и знаниями, которые мы должны ретранслировать, с другой стороны – а такой опыт уже есть, когда ретрансляторами знаний являются сами молодые люди в своих конкретных действиях. И этому тоже нужно уделять внимание.
У нас должны быть точки опоры в нашей деятельности, чтобы она приобретала системный характер: это клубы, библиотеки, молодежные организации, музеи и т.п. И в этой ситуации Обществу «Знание» надо проводить работу по укреплению связи с внешней средой актива, который занимается популяризацией просветительства.
Нам нужно, опираясь на поддержку государства, создать правовую основу деятельности Общества «Знание», приняв закон о просветительстве, который защищал бы просветителей от всякого рода произвола.
Решение баллотироваться на пост Президента для меня непростое, но есть предложение и я готов работать. В своей жизни я привык добиваться результата сообразно своим способностям на том месте, куда меня ставят, избирают. По жизни у меня были и должности выборные и должности с назначением.
Мне известны проблемы Общества «Знание» и я вижу пути их решений, в том числе с привлечением фракционных сил в Госдуме и президентских структур. Мне кажется, что без этого говорить, что организация может быть восстановлена в тех традициях, что и были - бессмысленно.
Когда мы говорим, что просветительская работа востребована государством, востребована людьми, то мы должны ответить на один вопрос: за счет чего мы будем ее делать? Я сегодня спросил губернаторов – есть ли возможность сформировать просветительский заказ для региональных структур Общества «Знание», если они на это способны? Я не получил ни одного ответа «нет».
У нас есть примеры, когда в рамках федеральных и региональных законов мы определяем госзаказ на начальное, среднее, высшее образование. Возникает вопрос – почему эта линейка не продолжена дальше? Почему мы сегодня не имеем заказа на дополнительное образование? Мне кажется, что это можно сделать без особого вмешательства и применения законодательства за счет субсидий и грантов на услуги допобразования. Тем более, что с госструктурами здесь делать ничего не надо. При этом деньги должны идти через федеральную структуру Общества «Знание» и каких либо конкурсных процедур по этому поводу выстраивать не надо.
Это непростая задача, но если мы точно просчитаем какая сумма нужна, чтобы восстановить просветительскую деятельность с привлечением людей дееспособных, грамотных, умных, толковых, умеющих общаться с аудиторией, умеющих выразить государственную позицию, умеющих убеждать, то на эти цели денег много не надо. И их будет достаточно, чтобы реорганизовать работу в этом направлении.
Что касается закона о просветительстве. Это работа непростая, но если есть пожелание, что он необходим, его нужно написать, хотя бы попытаться.
У государства есть доверие к Обществу «Знание». И это доказано тем, что организация является грантооператором. И это доверие нужно доказывать и работу по грантам, начатую Л.И. Швецовой, нужно продолжать.
Структура Общества «Знание» неоптимальна и, уверен, мы еще вернемся к вопросу как сделать ее более продуктивной.
Я благодарю за оказанное мне доверие и уверен, что сделаю для Общества «Знание» России то, что ему будет полезно.
Пресс-служба Урало-Сибирского Дома Знаний
Фото с сайта Общества «Знание» России