Предисловие к ней написал пассионарий русской литературы XXI века Александр КЕРДАН, куратор Ассоциации писателей Урала и Сибири:
«К 70-летнему юбилею члена Союза российских писателей, члена Союза журналистов РФ Павла Васильевича Большакова издана эта книга «О чём говорит земля?» Публицистика предназначена для краеведов, политологов, студентов и преподавателей факультетов журналистики. В 24-х очерках и статьях отображена жизнь на Урале, записанная с натуры и взятая из архивных документов, помеченных 2024-м годом.
ЧАСОВОЙ ЭПОХИ
Вместо предисловия
Предо мной новая книга моего земляка, коллеги и доброго друга Павла Большакова, которую он озаглавил «О чём говорит земля?». Такое же название Павел дал своему очерку о прошедшей в конце 2024 года двадцать пятой конференции содружества писателей Урала, Поволжья и Западной Сибири, делегатом которой, как член Союза российских писателей и заместитель руководителя областной организации этого Союза, он является. Личная сопричастность к происходящему сегодня и даже отделённому от него десятилетиями и веками, собственное, незаёмное суждение о происходящем и происходившем – это важнейшая деталь: Павел Большаков пишет только о том, что видел (или прозрел) сам, что взволновало его, к чему лежит его сердце. Будь то, уже упомянутая писательская конференция или День матери на Южном Урале, история собственного рода или летопись старейшей в Челябинской области сельской школы, те или иные персонажи политической, культурной и научной жизни, Большаков в своей публицистике всегда честен и патриотичен, внимателен и пытлив (впрочем, известному фотохудожнику, каковым он является, иначе никак нельзя), но при этом эмоционален и добросердечен (с холодным, чёрствым сердцем так не напишешь и фотошедевр не создашь!)...
У Павла Большакова редкий дар – умение дружить, искренне радоваться успехам коллег, всех людей, с кем сводит его судьба. Его отличают неугомонность и кипучая общественная деятельность. Неиссякаемое трудолюбие, желание во всё вникнуть самому, проявить инициативу и прийти на помощь – источник его творческого горения и уважения окружающих. И ещё одно редкое сегодня качество – отсутствие зависти, открытость людям и событиям, сопереживание чужой, вроде бы, боли (хотя, читая публицистику Большакова понимаешь: чужой боли не бывает) – всё это и делает строчки, выходящие из-под его пера, и его фоторепортажи уникальным явлением литературной и художественной жизни региона и России в целом.
Ещё Карл Маркс писал, что богатство внутреннего мира индивидуума есть богатство его общественных связей. Круг людей, с которыми общался и общается Павел Большаков, чьи яркие портреты он создал в своих статьях и фотографиях, необычайно широк и интересен: это и учёные с мировыми именами, и известные писатели, и политики, а парные портреты: «Шукшин – Казаков», «Стариков – Сумин» мне представляются прямой отсылкой к сравнительным жизнеописаниям Плутарха. А всё вместе – это яркий коллективный портрет нашего непростого века. Павел Большаков и сам – достойный сын его. Великолепная школа журналистики МГУ, огромный жизненный опыт работы в СМИ и органах государственной власти, многолетняя общественная работа, творческий подход к делу и активная жизненная позиция, социальный оптимизм в самые трудные времена, приверженность традициям русской культуры и, конечно, личный творческий дар – вот, пожалуй, неполный перечень того, что делает публицистику Павла Большакова и его художественные фотографии – значимым явлением в культурной жизни страны, и даёт мне полное основание заявить тем, кто откроет эту книгу: читайте Большакова, и поймёте суть происходящих событий; смотрите его фотоработы и увидите главное в человеке и в художнике, особенно, предназначение – стоять на страже Добра, быть часовым Эпохи, в которой выпало жить.
Александр Кердан, писатель, доктор культурологии».