Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам России возможность образования нового законодательного органа. Созданная на основании Основного закона страны Челябинская областная дума (с 1996 года - Законодательное Собрание Челябинской области) является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Челябинской области и осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая нормативные правовые акты Челябинской области. Компетенция Законодательного Собрания Челябинской области определена Уставом (Основным Законом) Челябинской области. Порядок деятельности, правила и процедура работы областного парламента установлены Регламентом Законодательного Собрания Челябинской области.
В мае 1994 г. на фоне сложной политической и экономической обстановки в регионе в частности и в стране в целом состоялись первые выборы в Челябинскую областную Думу. Областной Совет народных депутатов за несколько месяцев до этого прекратил свое существование. Жизненно необходимым стал орган, который взял бы на себя важную миссию - принятие законов, обеспечивших функционирование всех структур в новой ситуации.
Первый законодательный орган области решал важные задачи законотворческой деятельности. Необходимо было разработать и утвердить законы, определяющие статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации, систему органов государственной власти области и принципы взаимоотношений с местным самоуправлением, правовые механизмы социально-экономического развития области.
В первый созыв Челябинской областной Думы вошли 15 депутатов. В их числе – генеральный директор Урало-Сибирского Дома Знаний И.Л.Белехов.
«Отношение общества к депутатам первого созыва было скорее уважительно-снисходительным. Мол, ну что вы можете пятнадцать-то человек. Ну и наверное все-таки требовательное – избрали, давай работай, чтобы нам жилось хорошо. Из особо теплых воспоминаний: девочка из Аргаяша очень просила забрать у соседа-алкоголика красивого белого гуся с голубыми глазами, потому что он как напьется - гоняется за ним по деревне с ножом и грозится сварить. Пришлось гуся у пьяницы купить и подарить девчонке. Сколько радости было у ребенка, не представляете! Да и народ после этого как-то по-другому стал относиться. Депутатский корпус того созыва запомнился безусловно интересными, яркими личностями, каждая из которых не только представляла социум, но и политическую позицию той или иной части населения: промышленника, рабочего, крестьянина, интеллигента. Невозможно забыть колоритного Клюева (первый зампред), политически умудренного и внешне нейтрального Буравлева (зампред), вспыльчивых и прямолинейных Мазуля и Чернобровина, наивную правдоискательницу Подвигину, слаженных, как хороший механизм, промышленников – Белошицкого, Прокудина, Скворцова, законника-бузотера Жмаева, рассудительного Соломаткина, добродушного Сподаря и безусловного мудреца-лидера Давыдова» - делится воспоминаниями Игорь Леонидович.
Председателем Челябинской областной Думы депутаты избрали Вячеслава Николаевича Скворцова. С 21 декабря 1995 г. областную Думу возглавлял Виктор Федорович Давыдов.
Основной проблемой, с которой столкнулись депутаты первого созыва, был законодательный вакуум. Система законодательных актов области практически отсутствовала. В начале своей деятельности депутаты определили около 20 важных вопросов, требующих нормотворческого урегулирования.
Одним из первых постановлений Думы был документ под названием «О месте нахождения Челябинской областной Думы». В нем была всего одна строчка: «Считать место нахождения областной Думы помещения в здании по улице Кирова, 114».
Спустя месяц после начала работы, депутаты приняли первые в истории области Законы - «О статусе депутата Законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области» и «О порядке опубликования и вступления в силу законодательных актов Челябинской области».
Процесс обсуждения первых законодательных актов шел очень сложно. К примеру, первый вариант бюджета 1994 года вызвал много вопросов у депутатов. Но руководитель Главного финансового управления Челябинской области А.Е. Прокин давал разъяснения и предоставлял дополнительные расчеты. Благодаря взвешенным действиям председателя комиссии по финансово-бюджетной и социальной политике Ф.Н. Клюева депутатские страсти были умерены. 21 июля 1994 г. основной финансовый закон - бюджет области был принят.Важным моментом в работе областной Думы первого созыва была разработка областного закона о местном самоуправлении; рабочую группу возглавляла Р.М. Подвигина. Но самым главным Законом, принятым депутатами первого созыва, был, конечно, Устав Челябинской области. Он стал итогом долгой и кропотливой работы депутатов Думы, обсуждение проекта заняло несколько месяцев. Жаркие споры между депутатами, многочисленные консультации с государственно-правовым управлением Президента РФ, известными юристами страны позволили этому закону появиться на свет. 13 апреля 1995 г. Челябинская областная Дума приняла этот важный и нужный для области законодательный акт. Устав стал главным правовым документом, определяющим принципы и перспективы социального, экономического и политического развития области как составной части Российской Федерации.
В 1996 году Челябинская областная Дума была переименована в Законодательное собрание Челябинской области.
